• 6 октября 2022

    Туркменистан

     

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТУРКМЕНИСТАНА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    Система законодательства

    Главное место в системе законодательства Туркменистана, в том числе в сфере защиты персональных данных, занимает Конституция.

    Конституция Туркменистана гарантирует каждому человеку право на защиту чести и достоинства. Закрепляется, что ничто не может быть основанием для унижения достоинства личности, каждый человек имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну и защиту их от произвольного вмешательства, а равно от нарушений правил сохранения тайны корреспонденции, телефонных переговоров и других сообщений.

    Сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни человека без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    В 2017 году был принят и вступил в силу Закон Туркменистана от 20.03.2017 № 519-В «Об информации о частной жизни и ее защите» (далее – Закон). Данный Закон является специальным нормативным правовым актом. Наряду с названным Законом, особенности сбора, обработки и защиты персональных данных могут регулироваться иными законами Туркменистана и актами Президента Туркменистана.

    Материальное и территориальное действие законодательства о персональных данных

    Действие Закона не распространяется на отношения, возникающие в ходе:

    • сбора, обработки и защиты персональных данных субъектом для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права других юридических или физических лиц и требования законодательства Туркменистана;
    • формирования, хранения, учета и использования архивных документов, содержащих персональные данные, в соответствии с законодательством Туркменистана об архивах и архивном деле;
    • сбора, обработки и защиты персональных данных, отнесенных к государственным секретам в соответствии с законом Туркменистана «О государственных секретах»;
    • сбора, обработки и защиты персональных данных при проведении разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности, а также осуществление охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов в пределах, установленных законодательством Туркменистана.

    Действие Закона ограничивается территорией Туркменистана.

    Основные понятия

    Персональные данные

    Это сведения о частной жизни или личные сведения, которые представляют собой любые данные, относящиеся к определенному или определяемому на основании таких данных физическому лицу (далее – субъекту), зафиксированные на электронном, бумажном или ином материальном носителе.

    Персональные данные подразделяются на общедоступные и ограниченного доступа.

    К общедоступным персональным данным относятся данные, доступ к которым является свободным с согласия субъекта или на которые в соответствии с законодательством Туркменистана не распространяются требования о соблюдении конфиденциальности. В целях информационного обеспечения населения используются общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, телефонные и адресные книги, общедоступные электронные информационные ресурсы, средства массовой информации).

    Средства массовой информации признаются общедоступными источниками личных сведений. Доступ к личным сведениям в таких источниках является свободным и требования по соблюдению конфиденциальности на них не распространяются. Сведения о субъекте могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта или по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

    К персональным данным ограниченного доступа относятся индивидуальные идентификационные номера, личные телефоны, адрес, национальность, место работы, условия трудового договора и другие личные сведения по усмотрению субъекта, доступ к которым может быть ограничен самим субъектом или законодательством Туркменистана. Внесение указанных ограничений в личные сведения должно быть оформлено соответствующим договором между субъектом, с одной стороны, и оператором, а также третьим лицом – с другой.

    Данные специальной категории

    К специальной категории относятся персональные данные, касающиеся национальности, цвета кожи, отношения к религии, политических убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

    Запрещается сбор и обработка таких данных за исключением случаев, прямо  предусмотренных законодательством. К таким случаям относятся:

    • субъект дал письменное согласие;
    • личные сведения являются общедоступными;
    • личные сведения относятся к состоянию здоровья субъекта и их сбор, и обработка необходимы для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов, или жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта невозможно;
    • сбор и обработка таких данных проводятся в медицинских целях при условии осуществления работником органов здравоохранения, обязанным в соответствии с законодательством Туркменистана сохранять врачебную тайну;
    • сбор и обработка таких данных осуществляются соответствующим общественным объединением или религиозной организацией, действующим (действующей) в соответствии с законодательством Туркменистана, для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что личные сведения членов (участников) общественного объединения или религиозной организации не будут распространяться без их письменного согласия;
    • сбор и обработка таких данных необходимы в связи с осуществлением правосудия;
    • сбор и обработка таких данных осуществляются при проведении оперативно-разыскной деятельности, а также при исполнении уголовных наказаний в соответствии с законами Туркменистана.

    Сбор и обработка личных сведений о судимости осуществляется государственными органами в пределах полномочий в случаях и в порядке, которые определяются законами Туркменистана.

    Законом предусмотрено, что по достижении цели обработки специальной категории персональных данных их обработка и сбор должны быть незамедлительно прекращены.

    Трансграничная передача

    Под трансграничной передачей личных данных понимается их передача на территорию иностранных государств. Трансграничная передача по общему правилу допускается только в страны, законодательство которых предусматривает защиту персональных данных. Если такая защита не обеспечивается, трансграничная передача может осуществляться в случаях:

    • наличия письменного согласия субъекта на трансграничную передачу его личных сведений;
    • предусмотренных международными договорами, ратифицированными Туркменистаном;
    • предусмотренных законами Туркменистана, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя; прав и свобод человека и гражданина, здоровья и нравственности населения, обеспечения общественного порядка, обороны страны и безопасности государства;
    • защиты жизни, здоровья, иных законных интересов, конституционных прав и свобод субъекта или других лиц, если получение согласия субъекта невозможно.

    При этом Закон допускает возможность введения ограничений на трансграничную передачу законодательством Туркменистана.

    Биометрические данные

    Это данные, характеризующие физиологические и биологические особенности лица и позволяющие идентифицировать личность лица, к которым относится информация о частной жизни.

    Персональные данные несовершеннолетних

    Закон не предусматривает каких-либо норм в отношении обработки персональных данных несовершеннолетних.

    Оператор и обработчик

    Оператор базы персональных данных — государственные органы и иные юридические или физические лица, осуществляющие сбор, обработку и защиту персональных данных, а также определяющие цели и содержание этих действий. Закон предусматривает обязанность работников операторов, осуществляющих сбор, обработку и защиту персональных данных, уведомить об этом своих руководителей до начала сбора и обработки.

    Закон не содержит понятия «обработчик», однако вводит понятие «третье лицо», которое не является субъектом или оператором, но связано с ними обстоятельствами или правоотношениями по сбору, обработке и защите персональных данных.

    Законом определено, что оператор, а также третье лицо обязаны принимать необходимые меры по защите персональных данных, обеспечивающие:

    • предотвращение незаконного доступа к личным сведениям;
    • своевременное обнаружение фактов незаконного доступа к личным сведениям, если такой незаконный доступ не удалось предотвратить;
    • минимизацию неблагоприятных последствий незаконного доступа к личным сведениям.

    Обязанности оператора, а также третьего лица по защите личных сведений возникают с момента их сбора и действуют до момента их уничтожения или обезличивания.

    Оператор имеет право на сбор и обработку личных сведений в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.

    Оператор обязан:

    • утверждать перечень личных сведений, необходимых и достаточных для выполнения им задач;
    • принимать и соблюдать необходимые меры, в том числе правовые, организационные и технические, для защиты личных сведений в соответствии с законодательством Туркменистана;
    • предоставить субъекту в течение одного рабочего дня по его обращению любые персональные данные, принадлежащие субъекту;
    • соблюдать законодательство Туркменистана о персональных данных и их защите;
    • принимать меры по уничтожению персональных данных в случае достижения цели их сбора и обработки, а также в иных случаях, установленных Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана;
    • представлять доказательство получения согласия субъекта на сбор и обработку личных сведений в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана. Обязанность представить доказательство получения согласия субъекта, а в случае сбора и обработки общедоступных личных сведений — обязанность доказывания того, что собираемые и обрабатываемые личные сведения являются общедоступными, возлагается на оператора;
    • в случае отказа предоставить субъекту информацию в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения обращения, представить мотивированный ответ;
    • предоставить информацию о наличии персональных данных субъекта и создать для него возможность ознакомления с ней;
    • уточнить, блокировать или уничтожить по требованию субъекта его персональные данные в случае, если они являются неполными, устаревшими, недостоверными или не являются необходимыми для целей их сбора и обработки;
    • принимать меры по защите прав субъекта.

    В течение одного рабочего дня оператор должен:

    • уточнить персональные данные на основании соответствующих документов, подтверждающих их достоверность, или уничтожить при невозможности их уточнения;
    • блокировать персональные данные, относящиеся к субъекту, в случае наличия информации о нарушении условий их сбора, обработки;
    • уничтожить персональные данные в случае подтверждения факта их сбора, обработки с нарушением законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных Законом и иными нормативными правовыми актами;
    • снять блокирование персональных данных в случае неподтверждения факта нарушения условий их сбора и обработки.

    Сведения должны быть предоставлены субъекту безвозмездно и в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные других субъектов.

    Если личные данные были получены не от субъекта, оператор до начала их сбора и обработки обязан предоставить субъекту информацию о:

    • наименовании (фамилия, имя, отчество) и адресе;
    • цели сбора и обработки личных сведений и их правовом основании;
    • предполагаемых пользователях личных данных;
    • установленных настоящим Законом правах субъекта.

    Указанное правило не распространяется на случаи, когда персональные данные были получены на основании закона, а также в отношении общедоступных персональных данных.

    В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператор совместно с субъектом в срок, не превышающий трех рабочих дней, обязан устранить допущенные нарушения, а при невозможности их устранения уничтожить персональные данные, о чём уведомляется субъект.

    В случае достижения цели сбора и обработки личных сведений оператор обязан незамедлительно прекратить их сбор и обработку и уведомить об этом субъекта.

    В случае отзыва субъектом согласия оператор обязан прекратить их сбор и обработку и уничтожить личные сведения в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления указанного отзыва, а также уведомить об этом субъекта.

    Права субъекта персональных данных (отзыв согласия, требование о прекращении обработки).

    Право на отзыв согласия. По общему правилу, предусмотренному Законом, субъект вправе отозвать согласие на сбор и обработку персональных данных. В то же время Закон предусматривает ограничение данного права субъекта в тех случаях, когда это противоречит законам Туркменистана, или при наличии действующего обязательства.

    Право на уточнение. Уточнение личных сведений осуществляется оператором на основании обращения субъекта или в иных случаях, предусмотренных законами Туркменистана.

    Право на информацию. Для обеспечения права субъекта на информацию, касающуюся обработки его персональных данных, Закон предусматривает обязанность оператора уведомлять субъекта о передаче его персональных данных третьему лицу в течение одного рабочего дня. Исключением являются случаи:

    • выполнения государственными органами своих обязанностей, предусмотренных законами Туркменистана, а также осуществления адвокатской деятельности;
    • осуществления сбора и обработки персональных данных для статистических, социологических или научных целей.

    Право на доступ, уточнение, блокирование и уничтожение

    Законом предусмотрены следующие права субъекта персональных данных:

    а) знать о наличии у оператора или у третьего лица своих персональных данных, а также получать информацию, содержащую:

    • подтверждение факта, цели, источников, способов сбора и обработки персональных данных;
    • перечень персональных данных;
    • сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

    б) требовать от оператора уточнения персональных данных при наличии оснований, подтверждённых соответствующими документами;

    в) требовать от оператора, а также третьего лица блокирования своих персональных данных в случае наличия информации о нарушении условий их сбора и обработки;

    г) требовать от оператора, а также третьего лица уничтожения персональных данных, сбор и обработка которых произведены с нарушением законодательства Туркменистана, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

    д) требовать от оператора, а также третьего лица уточнения, блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные неполные, устаревшие, недостоверные или не являются необходимыми для целей их сбора и обработки.

    Условия доступа могут быть определены, в том числе, в самом согласии субъекта. Обращение субъекта относительно доступа к своим личным сведениям подаётся оператору письменно или в форме электронного документа или иным способом с применением защитных действий, не противоречащих законодательству Туркменистана.

    Кроме того, субъект персональных данных имеет право предоставить (отозвать) согласие оператору на распространение персональных данных в общедоступных источниках; право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе возмещение морального и материального вреда и иные права, предусмотренные законодательством.

    Право субъекта на доступ к персональным данным ограничивается в случае, если:

    • сбор и обработка персональных данных, в том числе сведений, полученных в результате контрразведывательной, разведывательной и оперативно-разыскной деятельности, осуществляются в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
    • сбор и обработка персональных данных осуществляются органами, осуществившими задержание субъекта по подозрению в совершении преступления или предъявившими субъекту обвинение по уголовному делу, или применившими к субъекту меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Туркменистана случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими личными сведениями;
    • предоставление личных сведений нарушает конституционные права и свободы других лиц.

    Права субъекта персональных данных могут быть ограничены в соответствии с законодательством. Так, Законом предусмотрено, что распространение персональных данных в результате законной деятельности в случаях, предусмотренных законами Туркменистана, допускается без согласия субъекта. Также законодательством Туркменистана могут быть предусмотрены случаи обязательного представления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Согласие на обработку персональных данных

    Сбор и обработка персональных данных осуществляются оператором с письменного согласия субъекта и во взаимодействии с ним, кроме случаев, предусмотренных Законом.

    Законом предусмотрены обязательные требования к письменному согласию на обработку персональных данных. Письменное согласие должно включать в себя:

    • фамилию, имя, отчество, адрес, номер документа, удостоверяющего личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
    • наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта;
    • цель сбора и обработки персональных данных;
    • перечень персональных данных, на сбор и обработку которых даётся согласие субъекта;
    • перечень действий, связанных с персональными данными, на осуществление которых даётся согласие субъекта, общее описание используемых способов сбора и обработки персональных данных;
    • срок действия согласия, а также порядок его отзыва.

    Для сбора и обработки персональных данных, содержащихся в письменном согласии субъекта, дополнительное согласие не требуется.

    В случае недееспособности субъекта согласие на сбор и обработку его персональных данных даёт в письменной форме законный представитель субъекта.

    Субъект даёт (отзывает) согласие на сбор и обработку личных сведений письменно или в форме электронного документа либо иным способом с применением защитных действий, не противоречащих законодательству Туркменистана.

    Сбор и обработка личных сведений производятся без согласия субъекта в случаях:

    • осуществления деятельности правоохранительных органов и судов, исполнительного производства;
    • осуществления государственной статистической деятельности;
    • использования государственными органами личных сведений для статистических целей при условии их обязательного обезличивания;
    • реализации международных договоров, ратифицированных Туркменистаном;
    • защиты жизни, здоровья, иных законных интересов, конституционных прав и свобод субъекта или других лиц, если получение согласия субъекта невозможно;
    • осуществления законной профессиональной деятельности журналиста или средства массовой информации, а также в научной, литературной или иной творческой деятельности при условии соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
    • опубликования личных сведений в соответствии с законами Туркменистана, в том числе личных сведений кандидатов на выборные государственные должности;
    • неисполнения субъектом своих обязанностей по представлению личных сведений в соответствии с законами Туркменистана;
    • в иных случаях, установленных законодательством.

    Согласие на обработку персональных данных необходимо в том числе при осуществлении сбора и обработки личных сведений в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации.

    Передача оператором персональных данных третьему лицу осуществляется на основании письменного согласия субъекта.

    Согласие субъекта на распространение персональных данных необходимо, если распространение выходит за рамки заранее определённых целей их сбора. В общем случае распространение персональных данных допускается, если при этом не нарушаются права и свободы субъекта, а также не затрагиваются законные интересы иных юридических и физических лиц.

    Согласие субъекта персональных данных может предусматривать условия доступа субъекта к персональным данным, если иное не предусмотрено законодательством.

    Законный интерес

    Законом не предусмотрен.

    Отраслевое регулирование в области персональных данных

    Медицина

    Закон «Об охране здоровья» Туркменистана предусматривает право пациентов на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

    Указанный закон определяет, что информатизация в сфере охраны здоровья граждан направлена, в том числе на обеспечение сохранности и конфиденциальности электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные пациентов, своевременное предоставление полных и достоверных данных, содержащихся в электронных информационных ресурсах, в отношении которых установлен обязательный характер их публичного распространения.

    Персональные данные пациентов, а также информационные ресурсы, которые их содержат, относятся к категории конфиденциальных. Сбор и обработка персональных данных пациентов осуществляются с согласия пациента или его законного представителя, если иное не установлено законодательством Туркменистана.

    Доступ медицинских работников к электронным информационным ресурсам, содержащим персональные данные пациентов, должен быть разрешён только в целях оказания медицинской помощи пациенту. Доступ к указанным ресурсам может предоставляться пациентам, а также правоохранительным и иным государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана.

    Свобода печати и СМИ

    Закон Туркменистана «О средствах массовой информации» предусматривает нормы, направленные на защиту прав, чести и достоинства физического лица.

    При подготовке и распространении публичной информации необходимо обеспечить право физического лица на защиту информации частного характера. В целях предотвращения нарушения прав физического лица, защиты его чести и достоинства при сборе и публичном обнародовании информации запрещается:

    • без его согласия производить съёмку, фотографирование, производить аудио- и видеозаписи в принадлежащем физическому лицу жилом помещении, в частном домовладении физического лица и на относящейся к нему огороженной или иным способом чётко обозначенной территории, независимо от того, находится ли это лицо в указанных местах;
    • производить съёмку, фотографирование или аудио- и видеозапись во время непубличных мероприятий без согласия организаторов, имеющих право на организацию таких мероприятий;
    • производить съёмку, фотографирование и использовать изображения физического лица в рекламе в средствах массовой информации без его согласия; — производить съёмку и фотографирование физического лица с явными физическими недостатками без его согласия или производить съёмку и фотографирование физического лица, когда оно находится в беспомощном положении в связи с нарушением здоровья;
    • производить съёмку, фотографирование несовершеннолетнего или звуко- и видеозапись с ним без согласия как минимум одного из родителей (законных представителей) и самого несовершеннолетнего;
    • производить съёмку, фотографирование крупным планом либо делать видеозапись умершего или погибшего человека без согласия членов семьи умершего или погибшего.

    Информация о частной жизни может обнародоваться без согласия физического лица в тех случаях, когда она способствует раскрытию нарушения закона и преступных деяний, а также если информация представляется в ходе открытого рассмотрения дела. Кроме того, информация о частной жизни публичного лица может обнародоваться без его согласия, если эта информация представляет обстоятельства частной жизни этого лица или личные качества, имеющие общественное значение.

    Трудовые отношения

    Трудовой кодекс Туркменистана предусматривает  право работника на защиту персональных данных всеми способами, не запрещёнными законодательством.

    Локализация

    Законом предусмотрено обязательное хранение личных сведений оператором, а также третьим лицом в базе личных данных, находящейся на территории Туркменистана, в форме, позволяющей определить субъекта.

    Ответственность за нарушения в сфере персональных данных

    Административная ответственность.

    Административный кодекс содержит главу, посвященную ответственности за нарушение правил использования, распространения и защиты информации.

    Невыполнение условий, предусмотренных для осуществления деятельности в сфере защиты информации, влечёт наложение штрафа на физических лиц в размере до пяти, на должностных лиц – до десяти размеров базовой величины.

    Неправомерный доступ к охраняемой законодательством Туркменистана компьютерной информации, то есть информации, накопленной на электронном носителе, в электронных вычислительных машинах, их системе или сети влечёт наложение штрафа в размере от пяти до десяти размеров базовой величины. Если указанное правонарушение повлекло уничтожение, блокирование, копирование информации либо воздействие на информацию в иной форме или нарушение работы электронных носителей, электронных вычислительных машин, их систем или сетей, или их проводников, это влечёт наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати размеров базовой величины или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Наложение штрафа на физических лиц в размере до пяти, а на должностных лиц – до десяти размеров базовой величины влечет злоупотребление редакцией или журналистом средств массовой информации свободой средств массовой информации и правами журналиста, а именно:

    • разглашение сведений, раскрытие которых запрещено законодательством Туркменистана;
    • неосуществление контроля за подготовкой материалов, публикуемых в печатном издании, в порядке, установленном законодательством Туркменистана;
    • распространение информации без указания её источника, за исключением случаев, определённых законодательством Туркменистана;
    • производство и распространение продукции средств массовой информации без указания ссылочных данных либо умышленно неправильное указание ссылочных данных;
    • злоупотребление свободой слова, распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации, а равно воздействие журналистов на деятельность суда.

    Уголовный кодекс предусматривает ответственность за клевету в виде штрафа в размере от десяти до тридцати среднемесячных размеров оплаты труда. Если данное преступление повлекло за собой тяжкие последствия либо осуществлено совместно с обвинением в совершении особо тяжкого преступления, либо преступления, связанного с коррупцией, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти среднемесячных размеров оплаты труда или лишения свободы на срок до трёх лет.

    Гражданский кодекс предусматривает защиту личных неимущественных прав, в частности:

    • защиту чести, достоинства и деловой репутации;
    • защиту права на собственное изображение;
    • право на охрану тайны личной жизни.

    Физическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их распространением.

    Урегулирование споров

    Закон не предусматривает какой-либо обязательной досудебной процедуры урегулирования споров.

    Надзорный орган в сфере персональных данных, его полномочия

    Кабинет министров Туркменистана является регулирующим органом и в его компетенцию входит образование уполномоченного органа по защите прав субъектов, определение его статуса и полномочий, при этом в Законе данный орган не определен.

    Кроме того, Кабинет министров Туркменистана вправе:

    • разрабатывать основные направления государственной политики в сфере информации о личной жизни человека;
    • осуществлять руководство деятельностью центральных и местных органов исполнительной власти в сфере информации о личной жизни человека;
    • утверждать порядок определения оператором перечня личных сведений, необходимых и достаточных для выполнения осуществляемых ими задач;
    • утверждать порядок осуществления оператором, а также третьим лицом мер по защите личных сведений;
    • выполнять иные функции, отнесённые к его компетенции Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами Туркменистана.

    В рамках своей компетенции Генеральный прокурор Туркменистана и подчинённые ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным соблюдением Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана в сфере информации о личной жизни человека.

     

    Обзор отражает авторский взгляд ведущего специалиста по юридическому
    сопровождению А.С. Мишкиной на законодательство Туркменистана

     

    Центр использует файлы cookies с целью управления веб-сайтом и совершенствования своей работы по оказанию правовой помощи гражданам. Вы можете разрешить использование всех файлов cookies или только некоторых из них.