• 7 сентября 2022

    Венесуэла

     

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕНЕСУЭЛЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    Система законодательства о персональных данных 

    Основные положения о конфиденциальности и защите данных содержатся в Конституции Боливарианской Республики Венесуэла (далее – Конституция), Постановлении Конституционной палаты Высшей судебной палаты от 14 марта 2001 г. (далее – Решение 2001 г.), Законе об информационных технологиях Венесуэлы, принятом 11 августа 2005 г. (LEY DE TECNOLOGÍA DE INFORMACIÓN (далее – LTDI), Декрете, имеющем силу органического закона об идентификации от 20 сентября 2001 г. (DECRETO CON FUERZA DE LEY ORGANICA DE IDENTIFICACION (далее — DDI), а также в Специальном законе о преступлениях, связанных с использованием компьютеров от 30 октября 2001 года (SPECIAL LAW ON CJMPUTER CRIMES (далее – SLCC).

    Наиболее важными положениями Конституции, касающимися конфиденциальности и защиты данных, являются:

    Статья 28 устанавливает, что каждый человек имеет право на доступ к информации и данным о себе или своем имуществе, содержащимся в официальных или частных записях, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также знать об их использовании и целях использования, обращаться в компетентный суд с целью обновления, исправления или уничтожение этих данных, если они ошибочны или незаконно ущемляют их права.

    Статья 60 гарантирует каждому человеку право на защиту своей чести, частной жизни, неприкосновенности частной жизни, собственного имиджа, конфиденциальности и репутации.

    Статья 48 предусматривает секретность и неприкосновенность частных сообщений во всех их формах. Государственные органы могут вмешиваться только по распоряжению компетентного суда при соблюдении правовых положений и при сохранении тайны частной жизни, не связанной с соответствующим разбирательством.

    Согласно Решению 2001 года конфиденциальная информация защищена Конституцией, если такая информация, содержащаяся в одном или нескольких объединенных реестрах, может создать полный или частичный профиль лица, данные которого включены в такие реестры.

    В соответствии с DDI каждый человек имеет право владеть средством идентификации с момента своего рождения. Основными элементами идентификации физических лиц являются их имена, фамилии, пол и рисунки папиллярных узоров. Государство гарантирует внедрение технологий, позволяющих разработать безопасную, эффективную и скоординированную систему идентификации с другими органами государственной власти.

    Действия или бездействие любого должностного лица, выполняющего функции по идентификации, может быть обжаловано в административном органе в течение пяти (5) рабочих дней с момента предполагаемого нарушения. Должностное лицо, принимающее решение, должно вызвать для дачи объяснений  предполагаемого правонарушителя в течение трех дней с момента получения жалобы и вынести решение в течение пяти рабочих дней с момента явки.

    Материальное и территориальное действие

    Субъектами DDI являются: национальная исполнительная власть, входящая в состав Министерства внутренних дел и юстиции, которая поддерживает и обновляет системы идентификации с целью  обмена информацией и поддержки функций государственных органов; граждане Венесуэлы; постоянно проживающие иностранцы, если они получили надлежащее разрешение на пребывание в стране. Другие иностранцы идентифицируются по их паспорту. Сотрудники дипломатических и консульских представительств, аккредитованных в стране, идентифицируются в соответствии с соответствующими правовыми нормами и международной практикой.

    LTDI направлен на установление стандартов, принципов, действий, применимых к информационным технологиям.

    Субъектами закона являются органы и учреждения, отвечающие за осуществление национальной государственной власти; органы и учреждения, на которые возложена ответственность за осуществление муниципальной государственной власти; национальные, государственные, районные
    и муниципальные автономные институты; Центральный банк Венесуэлы; государственные университеты; другие лица публичного права на национальном, государственном, районном и муниципальном уровнях; общества любого характера, в которых юридические лица, упомянутые выше, имеют долю в уставном капитале, а также общества, созданные с участием этих лиц; гражданские фонды, ассоциации и другие учреждения, созданные за счет государственных средств или с участием государственных/бюджетных средств; физические или юридические лица, если это применимо к ним, когда они временно предоставляют товары и услуги информационных технологий субъектам, указанным выше.

    Сферы применения: миграция; образование; наука и техника; социальное обеспечение; здравоохранение; статистика; государственные финансы; регистрация актов гражданского состояния; выборы; налогообложение; безопасность и оборона; жилье и среда обитания; миссионерство; госзакупки и закупки; нотариальные услуги; транспортные средства и дороги; энергия и углеводороды; окружающая среда и биоразнообразие; городской и сельский кадастр; государственный бюджет; судебная и пенитенциарная системы; финансовая система и система ценных бумаг; продовольственная безопасность; спорт и отдых.

    LTDI не имеет положений о своем территориальном действии, следовательно, можно предположить, что по общему правилу его нормы распространяются на территорию Венесуэлы. Вместе с тем по смыслу закона, на указанных в перечне субъектов (операторов) LTDI распространяет свое действие при обработке ими персональных данных граждан Венесуэлы вне зависимости от того, располагаются эти операторы на территории Венесуэлы или за ее пределами.

    SLCC имеет экстерриториальное действие. Если какое-либо из преступлений, предусмотренных указанным законом, совершено за пределами территории Венесуэлы, субъект подлежит ответственности, если на территории Венесуэлы наступили последствия наказуемого деяния
    и виновный не был предан суду за то же деяние или уклонился от судебного преследования и (или) осуждения иностранными судами.

    Основные принципы

    Конфиденциальность данных. Информация о частной жизни является конфиденциальной. Личные данные, хранящиеся в архивах, реестрах, базах данных или других электронных средствах обработки данных, должны быть полностью защищены для обеспечения права на личную жизнь и честь, а также для обеспечения доступа к информации.

    Законность. Орган или учреждение государства может предать гласности или передать личные данные другим органам только в случаях, предусмотренных законом или по прямому разрешению гражданина.

    Добровольность. Личная информация, которую гражданин предоставляет для доступа к услугам, должна предоставляться им на добровольной основе.

    Прозрачность. Органы государственной власти должны информировать граждан с помощью информационных технологий или средств доступа к услугам, предоставляемым ими через порталы, интернет-сайты, информационные системы или серверы, о следующем:

    • сборе личной информации в автоматическом режиме;
    • цели сбора и обработки;
    • использовании, которое будет осуществляться;
    • наименовании лица, которому информация может быть передана;
    • способах контроля гражданина за использованием своей личной информации;
    • способах получения доступа к своей информации;
    • мерах безопасности, используемых для защиты собираемой информации;
    • записи или архивирования указанной информации в базе данных.

    Ограничение на запрос персональных данных. Персональная информация, запрашиваемая у граждан, должна строго ограничиваться основной информацией для предоставления запрашиваемой услуги с целью проверки их личности, обеспечения безопасности и надежности транзакции. Каждый раз, когда от гражданина поступает запрос, дата и время запроса, адрес интернет-протокола, из которого поступает запрос, и его цель собираются и сохраняются в компьютерных записях или файлах.

    Ограничение на использование личной информации. Личная информация, предоставленная гражданином, используется только для администрирования и управления услугами, предоставляемыми компетентным органом, а также для других целей, описанных на портале или сервере доступа, или на сайте, на котором запрашивается информация. Информация для статистических целей, а также для обслуживания или совершенствования работы государственных органов должна быть в формате, не позволяющем идентифицировать гражданина.

    Персональные данные несовершеннолетних

    Органы государственной власти вправе собирать информацию от несовершеннолетних через порталы или серверы, применяя законодательство о защите детей и подростков в отношении их прав и гарантий, с учетом интересов ребенка, а также других взаимосвязанных прав, закрепленных в законодательстве.

    Администрация органа, получающая данные, должна сообщить несовершеннолетнему о его правах, применимых правилах для осуществления транзакции по его запросу. После получения информации о несовершеннолетнем она может быть использована только по мере необходимости для осуществления той операции, которая запрашивалась в интересах заявителя.

    Информация, позволяющая идентифицировать ребенка или подростка, не разглашается и не передается, если только его отец или мать либо законный представитель не выражают своего письменного согласия на это. Указанное согласие, данное в отношении информации о ребенке или подростке, может быть отозвано тем же способом, с помощью которого оно дается.

    Надзорный орган

    Национальная комиссия по информационным технологиям устанавливает технические механизмы и правила, применимые для обеспечения исполнения законодательства, и принимает меры, чтобы технологические разработки государства соответствовали критериям технологического суверенитета.

    Руководящим органом по информационным технологиям является Министерство науки и техники. Оно также может в пределах компетенции устанавливать правила; руководить, упорядочивать, координировать и формулировать Национальную государственную систему информационных технологий; разрабатывать государственную политику и национальные руководящие принципы в области информационных технологий с учетом целей Национального плана развития и других национальных планов; поощрять участие частного сектора и общественности в разработке
    и осуществлении инициатив, способствующих развитию информационных технологий в государстве.

    Ответственность

    Специальный закон о преступлениях, связанных с использованием информационных систем (SLCC), направлен на комплексную защиту систем, использующих информационные технологии, а также на предупреждение и наказание преступлений, совершенных в отношении таких систем или любых их компонентов, или преступлений, совершенных с использованием таких технологий, а не только ответственность в сфере личных данных.

    В SLCC сформулировано собственное понятие данных. Данными являются: факты, концепции, инструкции или символы, представленные таким образом, чтобы они были переданы или обработаны людьми, или автоматическими средствами и которым присваивается или может быть присвоено значение. Документ – это запись, встроенная в систему в виде письменного, видео, аудио или любого другого носителя, содержащего данные или информацию о деянии или акте, способном вызвать правовые последствия.

    Уголовная ответственность предусмотрена как для физических, так и для юридических лиц. Если преступления совершаются руководителями, администраторами, директорами или представителями юридического лица, действующими от их имени или по их поручению, они несут ответственность в соответствии с виновным участием.
    Юридическое лицо подлежит наказанию в случаях, когда наказуемое деяние было совершено по решению его органов в его интересах.

    Уголовная ответственность предусмотрена за следующие деяния:

    Неправомерный доступ. Любое лицо, которое без надлежащего разрешения или с превышением полномочий получает доступ, перехватывает, вмешивается или использует информационную систему, наказывается тюремным заключением на срок от одного года до пяти лет и штрафом в размере от десяти до пятидесяти налоговых единиц.

    Саботаж или повреждение систем. Любое лицо, которое уничтожает, повреждает, модифицирует или совершает какие-либо действия, которые нарушают работу или делают непригодной информационную систему, наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и штрафом
    в размере от четырехсот до восьмисот налоговых единиц. Такое же наказание несет любое лицо, которое уничтожает, повреждает, модифицирует или делает непригодными данные или информацию, содержащуюся в информационной системе. Наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет и штраф в размере от пятисот до тысячи налоговых единиц ждет лицо, если оно использовало для этих целей вредоносное программное обеспечение. Если такие деяния совершены по неосторожности или халатности, то в зависимости от обстоятельств применяется соответствующее наказание с уменьшением его наполовину либо две трети.

    Меры наказания, предусмотренные в перечисленных статьях, увеличиваются на одну треть либо половину, если предусмотренные в них деяния или их последствия касаются любого из компонентов системы, использующей защищенные мерами безопасности, предназначены для публичных функций или содержат личную или имущественную информацию ограниченного использования о лицах или группах физических или юридических лиц.

    Владение оборудованием или оказание диверсионных услуг. Любое лицо, которое с целью нарушения безопасности любой системы, использующей информационные технологии, импортирует, производит, владеет, распространяет, продает или использует оборудование или устройства, или любое лицо, предлагающее или предоставляющее услуги, предназначенные для тех же целей, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет и штрафом от трехсот до шестисот налоговых единиц.

    Компьютерный шпионаж. Любое лицо, которое неправомерно получает, раскрывает или распространяет данные, или информацию, содержащуюся в системе, использующей информационные технологии, или в любом из ее компонентов, наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и штрафом в размере от четырехсот до восьмисот налоговых единиц. Наказание увеличивается с одной трети до половины, если преступление совершено с целью получения какой-либо выгоды для себя или другого лица. Это увеличение будет составлять от половины до двух третей, если деяние поставит под угрозу безопасность государства, надежность деятельности соответствующих учреждений или причинит какой-либо ущерб физическим или юридическим лицам в результате раскрытия конфиденциальной информации.

    Подделка документов. Любое лицо, которое каким-либо образом изменяет или удаляет документ, включенный в систему, использующую информационные технологии, или создает, изменяет или удаляет данные из системы, или вносит в систему несуществующий документ, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет и штрафом в размере трехсот шесть сотен налоговых единиц. Если лицо действовало с целью получения какой-либо выгоды для себя или другого лица, наказание увеличивается
    на одну треть либо половину. Это увеличение составляет от половины до двух третей, если данное деяние наносит ущерб другому лицу.

    Хищение. Любое лицо, которое с помощью информационных технологий получает доступ, перехватывает, вмешивается, манипулирует или каким-либо образом использует какую-либо систему для захвата материальных или нематериальных активов или ценностей имущественного характера с целью получения финансовой выгоды для себя или другого лица, наказывается тюремным заключением от двух до шести лет и штрафом от двухсот до шести сотен налоговых единиц.

    Мошенничество. Любое лицо, которое путем неправомерного использования информационных технологий, манипулирования системами или любыми их компонентами, данными или информацией, содержащейся в них, получает ложные или мошеннические инструкции, которые приводят к получению неправомерной выгоды в ущерб другим лицам, наказывается лишением свободы на срок до трех до семи лет и штрафом от трехсот до семисот налоговых единиц.

    Неправомерное получение товаров или услуг. Лицо, которое без разрешения использует чужую смарт-карту или иной аналогичный по своим функциям инструмент, или лицо, которое ненадлежащим образом использует информационные технологии для получения каких-либо эффектов, товаров или услуг или для осуществления платежа, не взяв на себя обязательства по выплате должного вознаграждения, подлежит наказанию лишением свободы на срок от двух до шести лет и штрафом от двухсот до шести сотен налоговых единиц.

    Мошенническое обращение со смарт-картами или аналогичными инструментами. Любое лицо, которое любым способом создает, захватывает, записывает, копирует, изменяет или удаляет данные или информацию, содержащиеся на смарт-карте или любом инструменте, предназначенном для тех же целей; любое лицо, которое путем какого-либо неправомерного использования информационных технологий создает, дублирует или изменяет данные или информацию в системе с целью включения несуществующих пользователей, учетных записей, записей или потребления или изменяет их размер, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет и штрафом в размере от пятисот до тысячи налоговых единиц. Такое же наказание выносится любому лицу, которое осуществляет какую-либо посредническую деятельность в отношении смарт-карт или инструментов, предназначенных для этой же цели, данных или информации, содержащихся в них или в какой-либо системе.

    Владение оборудованием для подделок. Любое лицо, не имеющее надлежащего разрешения на выпуск, производство или распространение смарт-карт или аналогичных инструментов, получает, приобретает, владеет, передает, продает, распространяет, продает, контролирует или хранит любое оборудование для изготовления смарт-карт или инструментов, предназначенных для этих же целей, или любое оборудование или компоненты, которые захватывают, записывают, копируют или передают данные или информацию о таких карточках или инструментах наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет и штрафом в размере
    от трехсот до шестисот налоговых единиц.

    Присвоение смарт-карт или аналогичных инструментов. Любое лицо, которое приобретает смарт-карту или инструмент, предназначенный для этих же целей, которые были утеряны или переданы по ошибке, с целью удержания, использования, продажи или передачи другому лицу, кроме уполномоченного пользователя или эмитента, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет, штрафом от десяти до пятидесяти налоговых единиц. Такое же наказание применяется к лицу, которое приобретает или получает карточку, или такой инструмент.

    Неправомерное предоставление товаров или услуг. Лицо, которое, зная о том, что смарт-карта или инструмент, предназначенный для этих же целей, были подделаны, изменены, истекли или аннулированы или были ненадлежащим образом получены или удержаны, предоставляет лицу, представившему эти карты, деньги, имущество, товары или услуги или что-либо иное, имеющее экономическую ценность, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет и штрафом в размере от двухсот до шести сотен налоговых единиц.

    Нарушение конфиденциальности данных или личной информации. Лицо, которое каким-либо образом захватывает, использует, изменяет или удаляет без согласия его владельца личные данные или информацию другого лица или любую другую информацию, содержащуюся в компьютере или системе, использующей информационные технологии, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет, штрафом от двухсот до шестисот налоговых единиц. Наказание увеличивается с одной трети до половины, если в результате указанных деяний причиняется вред владельцу данных или информации, или третьему лицу.

    Нарушение конфиденциальности сообщений. Наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет и штрафом в размере от двухсот до шести сотен налоговых единиц лицо, которое с помощью информационных технологий получает доступ, захватывает, перехватывает, вмешивается, воспроизводит, изменяет, перенаправляет или удаляет любые сообщения данных или сигналы, передаваемые или передаваемые другим лицам.

    Ненадлежащее раскрытие данных или личной информации. Лицо, раскрывающее, распространяющее или передающее, полностью или частично обнаруженные факты, изображения, аудио или вообще данные или информацию, полученные в результате совершения преступления, даже если такое лицо не принимало участия в совершении преступлений, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет и штрафом в размере от двухсот до шести сотен налоговых единиц. Если раскрытие, распространение или передача были совершены с целью получения прибыли или причинили какой-либо ущерб другому лицу, то наказание увеличивается с одной трети до половины.

    Присвоение интеллектуальной собственности. Любое лицо, которое без разрешения его владельца и с целью получения какой-либо экономической выгоды воспроизводит, модифицирует, копирует, распространяет или распространяет программное обеспечение или другое произведение интеллекта, полученное им в результате доступа к любой системе, использующей информационные технологии, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет и штрафом от ста до пятисот налоговых единиц.

    Введение в заблуждение. Любое лицо, предлагающее, торгующее или предоставляющее товары или услуги с использованием информационных технологий и делающее ложные заявления или приписывающее неопределенные характеристики любому элементу такого предложения, что может нанести ущерб потребителям, наказывается тюремным заключением на срок от одного до пяти лет и штрафом в размере от ста до пятисот налоговых единиц, без ущерба для совершения более тяжкого преступления.

    Отягчающим обстоятельством при назначении наказания за указанные преступления, влекущим увеличение санкций от одной трети до половины, является совершение деяния с использованием неправомерно полученного чужого пароля.

    Дополнительными наказаниями являются: конфискация оборудования, устройств и любых других предметов, которые использовались для совершения преступлений; лишение права занимать государственные должности, заниматься профессиональной деятельностью, искусством или промыслом либо работать в учреждениях или предприятиях отрасли.

    Обзор отражает авторский взгляд ведущего специалиста по юридическому
    сопровождению М.Г. Тепляковой на законодательство Боливарианской Республики Венесуэла

     

    Центр использует файлы cookies с целью управления веб-сайтом и совершенствования своей работы по оказанию правовой помощи гражданам. Вы можете разрешить использование всех файлов cookies или только некоторых из них.