Кибербезопасность сегодня – одна из ключевых тем для обсуждения. Все больше людей зависят от технологий и интернета. Это создает новые возможности для киберпреступников, которые каждый день разрабатывают новые схемы для обмана людей.
С начала года более 80% обращений в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде связаны с дистанционным мошенничеством. Чаще всего злоумышленники получают доступ к аккаунтам граждан на портале Госуслуг и направляют от их имени заявки на оформление займов. Мошенники меняют номер пользователя, подписывают договоры займа с помощью кода из смс-сообщения и открывают на имя жертвы электронный кошелек, чтобы через него переводить и снимать заемные деньги. Они одновременно рассылают запросы во множество финансовых организаций и заключают максимальное количество сделок. Пострадавшие часто случайно узнают о наличии обязательств по заключенным от их имени договорам: когда приходит претензия, требование об оплате долга или когда они сами обращаются за кредитом, в выдаче которого им отказывают по причине сниженного кредитного рейтинга.
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде совместно с Многофункциональными центрами предоставления государственных услуг активно развивает новые форматы оказания помощи населению. Именно в МФЦ обращаются для восстановления доступа к учетной записи на портале Госуслуг, а в Центр – за помощью в ликвидации юридических последствий действий мошенников. Специалисты Центра выработали методику сбора доказательной базы и алгоритм оспаривания незаконных действий. Эксперты консультируют граждан, готовят проекты документов (запросы, претензии, исковые заявления) и при необходимости представляют интересы пострадавших в суде.
Совместная работа Центра и МФЦ началась в 2023 году в Ростовской и Белгородской областях в проекте «МФЦ – общественные приемные органов власти и организаций». Это позволило гражданам получить доступ к телеконсультациям специалистов Центра и облегчило процесс получения правовой помощи. Указанный формат взаимодействия позволяет гражданам получить бесплатную и квалифицированную правовую помощь в офисе МФЦ и дома при использовании личного устройства.
Сегодня жители республики Башкортостан, Санкт-Петербурга, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Омской и Ростовской областей могут обратиться за консультацией в Центр через МФЦ. Гражданин, желающий получить помощь в онлайн формате, должен обратиться в МФЦ и оставить заявку на бесплатную консультацию. После этого он получит ответы специалиста Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде на интересующие вопросы.
В ряде субъектов, где онлайн-прием пока не осуществляется, жители могут обратиться в Центр через сектор пользовательского сопровождения. Гражданин может самостоятельно или с помощью специалиста воспользоваться специально оборудованным рабочим местом с персональным компьютером в МФЦ. Эксперты Центра предоставляют правовую помощь, учитывая специфику каждого субъекта, активность местных МФЦ, их техническую готовность и другие факторы, в том числе различие в часовых поясах.
Информация о Центре правовой помощи гражданам в цифровой среде и его услугах размещается на интернет-ресурсах МФЦ и распространяется через информационные буклеты, доступные всем гражданам. В первой половине 2024 года более 3,5 тысяч человек по всей стране получили помощь от Центра. В 2023 году количество обращений было в среднем 60 человек в неделю, а в 2024 году увеличилось до 150. При этом около 60% тех, кто обратился за поддержкой Центра, узнали о Центре через МФЦ.