• Создаем прецеденты! Как нам удалось защитить персональные данные заявителя от недобросовестного страховщика

    В Московском городском суде завершилось дело, в рамках которого гражданину удалось доказать виновность ответчика в вымогательстве избыточного объема персональных данных, а также в неправомерной обработке и передаче этих данных третьим лицам.

    Ответчиком выступила страховая компания, которая не отражала на своем сайте стоимость полиса ОСАГО до тех пор, пока потенциальный клиент не вводил исчерпывающую информацию о своей личности, в том числе данные паспорта и водительского удостоверения.

    Суд счел такие запросы избыточными для предоставления примерной стоимости услуги.

     

    Центр считает данное дело прецедентным и надеется, что после него не только страховые компании, но и автосалоны и интернет-магазины перестанут скрывать стоимость товаров и услуг на сайтах и вымогать у граждан данные, которые потом используются для распространения навязчивой рекламы или перепродажи третьим лицам.

    Из материалов дела следует, что осенью 2021 года гражданин пытался узнать на сайте компании стоимость полиса ОСАГО, но столкнулся с требованием предоставить личные данные, объем которых ему показался избыточным. В частности, сайт отказывался отображать стоимость услуги до тех пор, пока пользователь не введет ФИО, дату рождения, пол, серию и номер водительского удостоверения, дату выдачи водительского удостоверения, серию и номер паспорта.

    Помимо этого, в пользовательском соглашении сайта гражданина насторожили пункты, согласно которым посетитель ресурса автоматически соглашается на обработку персональных данных и их передачу третьим лицам в рекламных целях.

    Изначально заявление гражданина было рассмотрено и не удовлетворено Мещанским районным судом г. Москвы. После этого эксперты Центра подготовили апелляционную жалобу, по итогам рассмотрения которой Мосгорсуд отменил решение Мещанского районного суда и удовлетворил все требования истца.

    Мосгорсуд указал, что запрашиваемая информация является избыточной и не нужна для предоставления сведений о стоимости страхового полиса. Также суд указал, что компания должна предоставлять данные о стоимости страхового полиса без каких-либо дополнительных условий. При этом информация об условиях договора, в том числе о страховых тарифах, должна предоставляться не только стороне договора, но и лицу, не принявшему окончательного решения о выборе страховой компании.

    Суд потребовал внести изменения в пользовательское соглашение сайта. Из текста судебного акта следует, что страховая компания должна исключить пункты об автоматическом согласии посетителей на обработку данных вообще и в рекламных целях в частности. Также от компании потребовали перечислить в согласии третьих лиц, которым передаются пользовательские данные.

     

     

    Центр использует файлы cookies с целью управления веб-сайтом и совершенствования своей работы по оказанию правовой помощи гражданам. Вы можете разрешить использование всех файлов cookies или только некоторых из них.