Ведущий специалист Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Яков Петросян принял участие в работе прошедшего в Санкт-Петербурге цифрового форума «Время IT». В своих выступлениях Яков рассказал, как персональные данные могут быть использованы в противоправных целях и в целом об основных видах мошенничества в цифровой среде и способах защиты от них.
По словам Якова, мошенничество в цифровой среде становится возможным в первую очередь из-за нарушения конфиденциальности персональных данных граждан.
«Это происходит различными способами: телефонное мошенничество, когда злоумышленники представляются сотрудниками кредитных организаций, правоохранительных органов или специалистами Банка России, фишинг, использование вредоносного ПО и ПО для удаленного доступа к устройству. Неподготовленному человеку очень сложно отличить фишинговые сайты от реальных, а телефонные мошенники способны умело ввести собеседника в заблуждение, используя различные психологические приемы, в том числе запугивание», — отметил Яков Петросян.
По мнению ведущего специалиста Центра, несмотря на принимаемые государством меры безопасности, гражданам, чтобы не стать жертвами злоумышленников, необходимо самим соблюдать основные правила цифровой гигиены.
К основным правилам эксперт отнес, например, использование двухфакторной идентификации и нестандартных паролей, порекомендовал вводить свои персональные данные только на интернет-страницах, защищенных безопасным протоколом HTTPS, блокировать в настройках web-браузера использование сторонних и вредоносных java-script и трекеров, избегать переходов по подозрительным ссылкам в социальных сетях, мессенджерах, электронной почте.
Как отметил Яков, основной причиной обращений в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде – порядка 45% обращений – являются мошеннические действия, связанные с использованием персональных данных для получения кредитов, оформления сим-карт, регистрации доменных имен и даже создания электронных цифровых подписей.