Некоторые абоненты сотовой связи сталкиваются с тем, что новая sim-карта попадает к ним от прошлых владельцев вместе с их спамом и звонками коллекторов. В отдельных случаях новые владельцы sim-карт могут даже получить доступ к перепискам и аккаунтам предыдущих ее хозяев, рассказала ТАСС директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская в день 50-й годовщины первого звонка по мобильному телефону.
Первый в мире звонок по сотовому телефону состоялся 3 апреля 1973 года. Когда устройства набрали популярность, возникла необходимость идентификации абонента, и в 1991 году была разработана первая sim-карта. Сегодня поменять номер телефона можно за несколько часов, однако некоторые абоненты сталкиваются с неприятными последствиями этого процесса.
«Операторы связи иногда возвращают телефонные номера в оборот для оказания услуг новым абонентам. Гражданин может узнать о том, что приобрел номер телефона „с историей“, после получения звонков и сообщений от лиц или компаний, с которыми он ранее никогда не взаимодействовал. Это связано с тем, что такой номер телефона могли использовать другие люди, указав его в кредитных договорах, при регистрации в приложениях, сервисах, мессенджерах», — рассказала Куровская.
Кроме того, есть вероятность, что прежний абонент не вышел из своей учетной записи в мессенджерах, а новый может начать в них личную переписку. В таких ситуациях операторы связи снимают с себя ответственность, поскольку не могут проконтролировать этот процесс, напомнила Куровская.
«Бывший владелец sim-карты несет риски того, что с помощью номера телефона, который больше ему не принадлежит, другой человек восстановит доступ к его личным кабинетам на различных интернет-сервисах. Чтобы этого не произошло, надо обязательно обновлять учетные данные на соответствующих ресурсах и уведомлять о смене номера финансовые организации», — добавила она.
Следует помнить, что при покупке sim-карты человек вправе узнать у оператора связи, использовался ли ранее этот номер. По закону «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию о своих услугах. «Это относится и к информации об истории номера телефона. Если оператор связи отказался ее раскрыть, он поступил незаконно. В таком случае гражданин вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор», — отметила Куровская.
По ее словам, в целом запрета на продажу sim-карт «с прошлым» сегодня закон не устанавливает. Если гражданин долгое время не пользуется номером, договор связи с ним прекращается и номер может быть передан новому владельцу. В том случае, если компании-спамеры активно контактируют с новым абонентом, он вправе обратиться с жалобой в контролирующие органы. Например, по факту навязчивой рекламы — в Федеральную антимонопольную службу, а на незаконные действия коллекторов — в Федеральную службу судебных приставов.
Источник: информационное агентство ТАСС