• ТАСС: Мошенники используют аккаунты портала Госуслуг для оформления займов

    28 декабря 2021

    Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде зафиксировал действия мошенников с аккаунтами пользователей сервиса «Госуслуги», где они получили цифровые копии документов, а затем взяли займы. Об этом ТАСС рассказала директор Центра Людмила Куровская.

    В октябре в Центр обратился гражданин, который узнал, что на его имя оформлены займы.

    «Преступники от имени пострадавшего попросили оператора мобильной связи временно отключить его мобильный номер от сети. В течение часа, когда связи не было, мошенники получили доступ к его учетной записи на портале госуслуг и скопировали его персональные данные. Они сделали поддельную цифровую копию паспорта с личными сведениями потерпевшего и фотографией преступника. Затем вместе с этой «страницей паспорта» направили запросы на оформление кредитов в 7 микрофинансовых компаний и, увы, получили деньги», – сообщила собеседник ТАСС.

    Потерпевший узнал, что на его имя выданы кредиты после звонков сотрудников микрофинансовых компаний, которые требовали вернуть деньги с процентами. «Заявитель зашел на «Госуслуги», чтобы запросить справки из бюро кредитных историй, где узнал о существовании долгов», – отметила она. По ее словам, в истории посещений были замечены чужие устройства, что говорило о взломе аккаунта. Эксперты Центра подготовили от имени потерпевшего заявления о недействительности договоров займа, которые отправили в микрофинансовые компании. Несколько организаций аннулировали мошеннические сделки и задолженность заявителя. Две организации продолжают исполнять условия договора и начисляют проценты. «Наши юристы составили и направили в суд иск к этим компаниям о признании договоров займа недействительными и взыскании морального вреда. Иск принят, судебное заседание состоится в январе», – сообщила Куровская.

    О статистике

    С сентября в Центр поступило 309 жалоб. «Обращаются граждане всех возрастов. Но, безусловно, самые беззащитные – люди старшего поколения, которые чаще всего становятся жертвами мошенников. Что, несомненно, отражает алчность и беспринципность преступников», – отметила собеседник ТАСС.
    Больше всего жалоб поступило на мошенничества из-за утечки персональных данных. Это не только оформление незаконных кредитных договоров. Злоумышленники, по словам Куровской, могут звонить на мобильный, обращаться по имени пострадавшего и вводить в заблуждение, придумывая сценарии с «фатальными ситуациями» у близких родственников или попытками списания денежных средств с банковских счетов. По ее словам, преступники умело играют роль банковских работников или сотрудников МВД. Их поведение вызывает доверие, и гражданин добровольно, без каких-либо сомнений, перечисляет деньги на счет аферистов.
    Как следует из публичного отчета Центра за 2021 год (есть в распоряжении ТАСС), 50% полученных обращений связаны с мошенничеством в цифровой среде с использованием персональных данных, в том числе оформлением кредитных договоров без ведома заявителя, активацией «серых» SIM-карт, фишингом и передаче паспортных данных неизвестным лицам. В девяти из десяти случаев мошенники звонят, чтобы сообщить гражданам якобы об угрозе денежным средствам на счете или о совершении банковской операции от имени клиента. 10% жалоб – это утечка персональных данных при их обработке. 5% связаны с защитой чести, достоинства, деловой репутации в Интернете, еще 5% – с неправомерной обработкой персональных данных несовершеннолетних, в том числе в образовательных учреждениях.
    Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде начал работу в сентябре текущего года. Это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору.

    Источник: информационное агентство ТАСС

    Другие новости
    Ключевые слова раздела
    #Людмила Куровская #защита прав субъекта персональных данных #персональные данные #Безопасность детей #Мошенники #правовая помощь #Детская кибербезопасность #Роскомнадзор #мошеннические действия #цифровая безопасность
    #Николай Веселихин #Жанна Николаева #Милош Вагнер #утечка данных #VPN #обработка персональных данных #ГРЧЦ #МФЦ #Совет Федерации #кредит #Дарья Калиш #нарушение прав субъекта персональных данных #Закон О персональных данных #sim-карты #Социальные сети #идентификация #Алёна Болдырева #Госуслуги #Минцифры #Единая Россия #СреДА #безопасность #Пользовательское соглашение #Правовая помощь онлайн #спам #биометрические персональные данные #аутентификация #Союз женщин России #оператор #фишинг #ОнлайнНеприкосновенность #Алина Третьякова #защита чести #Яков Петросян #Проект Перезвони сам #реклама #неприкосновенность частной жизни #Трудовые мигранты #СК РФ #преступления #ДНК #геномная регистрация #юридическая ответственность #коллекторы #КоАП #кредитная история #рекламные звонки #мессенджеры #Александр Федотов #Евразийский конгресс по защите данных #Санкт-Петербург #буллинг #хакеры #Вечерняя Москва #Актуальные проблемы защиты персональных данных граждан в цифровом пространстве #геймеры #домен #судебная практика Центра #Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка #Людмила Куровска #Анонимайзеры #Уполномоченный по правам человека в Тверской области и его аппарат #ЕСИА #микрофинансовые организации #права детей #ПМЮФ #Российский интернет-форум (РИФ) #ПМЭФ #Форум регионов России и Беларуси #Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области #Единый день голосования #выборы #Форум Время IT #НАУМИР #Майя Тагунова #Ассоциация юристов России #компенсация морального вреда #Форум Россия #Максим Зуев #распространение недостоверных данных #защита достоинства #Сайты знакомств #Валерия Афицерова
    показать все
     

    Центр использует файлы cookies с целью управления веб-сайтом и совершенствования своей работы по оказанию правовой помощи гражданам. Вы можете разрешить использование всех файлов cookies или только некоторых из них.